Как часто нам приходилось просматривать репортажи из европейских стран и завидовать той чистоте и уюту, которые царили на улицах местных городов. Немцы, шведы, прибалты чинно расхаживали по мощеным улочкам и тротуарам, чем вызывали в душе зрителей зависть и негодование. Ведь нам ежедневно приходилось бороться с бездорожьем в центре города, распутицей на окраине и регулярно выбрасывать раскисшую от грязи обувь.
Но вот цивилизация пришла и к нам. Наши города и загородные участки стали приобретать цивилизованный вид, и всё благодаря тротуарной плитке.
Самое большее, что могли придумать российские строители, сделать бетонную отмостку на дорожках. Выглядело это убого, да и срок службы таких «бетонок» составлял два-три года. Что называется, «ни вида, ни пейзажа». Постепенно высыпаясь и превращаясь в серую пыль, цементная стяжка могла исчезнуть уже после первой зимы.
Как обычно, первым покупателям отечественной брусчатки пришлось испытать на собственном кошельке недостатки нового для нашей страны производства. Две-три формы, серые цвета и качество, оставляющее желать лучшего.
Сегодня ситуация кардинально изменилась, особенно в крупных городах. Повальная стандартизация уходит на второй план, на смену ей приходит креативность и современное техническое оборудование и сырье. Изменились форма, размер, оттенки плитки, не представляет труда по доступной цене приобрести готовую и сделать на заказ по любому проекту.
Всё тот же песок и цемент сегодня выглядят более чем привлекательно, с завидной настойчивостью вытесняя с улиц и парков дорожного «старожила» – асфальт.
Представить себе, что «содранный» старый асфальт может быть использован вторично с тем же ресурсом, невозможно. Перерабатывать дорого и долго, а укладывать его в таком виде – разве что в качестве чернового основания.
Совсем другое дело – тротуарная плитка. С ней можно менять направление дорожек хоть каждый год. А ремонт? Это же просто красота: снимаем испорченную плитку, вставляем новую. Ни тебе мощной техники, ни грязи, ни перекрытых на недели проходов и проездов. Более того, брусчатку можно снять и перенести на другое место, так как укладывается она практически всегда без финишного бетонирования.
Не все знают, что способы производства оказывают определяющее влияние не только на эксплуатационные характеристики, но и на внешнюю эстетику. С помощью вибролитья изготавливают гладкую плитку, пригодную для пешеходных линий, вибропрессование позволяет изготавливать строительный материал с фактурной, высокопрочной поверхностью, которая отличается целым «букетом» эксплуатационных преимуществ.
Вибропрессование делает тротуарную плитку устойчивой к самому главному своему врагу – резким температурным перепадам, в большей степени к холоду и морозу, повышает ее устойчивость к критическим нагрузкам.
Технологическая особенность вибропрессования – использование полусухих смесей. Сокращение пропорций воды увеличивает прочность, пластичность готовой плитки.
Производители плитки не останавливаются на изготовлении одних лишь дорожных покрытий. Вибропрессованные бордюры, сливы, накрывные элементы значительно облегчают и разнообразят процесс обустройства площадей и придомовых участков дорожками, лестницами и заборами.
Такому развитию «тротуарной» индустрии рады не только непосредственно заказчики, но и дизайнеры. Впервые за десятки лет отечественные архитекторы и декораторы получили возможность воплощать свои идеи, не ограничиваясь узкими статичными рамками, не беспокоясь о разорении клиента.