Дорожный и садовый бордюры производят из тяжелых, легких, армированных и неармированных бетонов согласно ГОСТ 6665-91. Они отличаются формой, размером, весом и местом эксплуатации.
Дорожный бордюр сохраняет форму и не деформируется под воздействием постоянной высокой нагрузки. Используется для отделения пешеходных дорожек и газонов от проезжей части. Его устанавливают на шоссе, улицах города, стоянках автомобилей и других общественных территориях, где нужно искусственно преградить путь.
Собираясь уложить бордюр на даче, покупайте садовый бордюрный камень. По сравнению с дорожным, он:
Садовый бордюр не выдерживает такие высокие нагрузки, как дорожный. Его можно использовать в городских парках, скверах, на придомовых участках — везде, где не предусмотрен заезд транспорта.
90% дорог и общественных территорий города благоустроены раздельным дорожным бордюром. Это одинаковые по размеру бетонные блоки, которые укладывают стык в стык, а шов заполняют цементным раствором. На магистралях чаще создают бесшовную ограничительную конструкцию из монолитных или встроенных бордюров. Перед тем, как укладывать бордюр, выравнивают грунт и подготавливают основание — «подушку» из смеси песка, цемента или бетона.
В дорожном строительстве применяют разные виды бордюра:
Вдоль мостов, путепроводов и транспортных развязок с высоким трафиком устанавливают мостовой бордюр. По сравнению с дорожным, он длиннее, шире и выше.
Садовый бордюрный камень может быть односторонним и двусторонним. Перед тем, как укладывать садовый бордюр, посмотрите, на каком уровне находятся отделенные друг от друга зоны. Односторонний устанавливают в местах, где его одна сторона будет полностью прилегать к покрытию. Например, пешеходная дорожка ниже уровня земли. Двусторонний бордюр необходим для визуального разграничения тротуара и газона, находящихся на одном уровне.
Дорожный бордюр изготавливается без добавления красителей. Садовый и мостовой, напротив, выпускаются в сером, красном, желтом, коричневом и других цветах. Все виды бордюрных камней изготавливаются из тяжелого бетона класса B30 или марки М400 по методу вибропрессования. Обладают:
Вибропрессованные изделия из бетона дороже вибролитых, но прочнее и долговечнее. Их форма и размеры точно соответствуют стандарту. Кроме перечисленных видов, еще выпускают тротуарные бордюрные камни. По размеру, форме и весу они похожи на дорожные. Применяются для разделения проезжей части и пешеходных дорожек в черте города.
Выбирайте бордюрные камни по назначению с подходящим размером:
Перед тем, как укладывать тротуарный бордюр или садовый, измерьте общую протяженность дороги, учитывайте число поворотов и их криволинейность, толщину дорожного покрытия.
Подготовьте строительный уровень, деревянные колья, прочный шнур, резиновый молоток, емкость для замешивания раствора или бетономешалку. Чтобы сделать «подушку» под бордюр, понадобится геотекстиль, щебень, песок, цемент и вода. Придерживайтесь следующих рекомендаций, если не знаете, как уложить бордюр своими руками:
Без щебня и бетона можно установить бордюр в декоративных целях вдоль пешеходных дорожек и клумб в городских парках, скверах и на дачах.
Песчаное основание не такое прочное и долговечное, как бетонное, но его гораздо проще сделать. Если не знаете, как правильно уложить бордюр, следуйте приведенным выше рекомендациям. Подготовьте все инструменты, кроме бетономешалки. Сделайте хорошо утрамбованную песчаную «подушку» под бордюр высотой не менее 10 см, заменив щебень на крупнозернистый песок.
Важно! Подбирайте подходящий вид бордюров, предназначенный для садово-парковых зон, городских дорог и трасс. Соблюдайте рекомендации по укладке бордюрных камней, чтобы защитить дорожное полотно и грунт от предполагаемой нагрузки.